Я знаю что там - за дверью в лето.
Р
читать дальшеРаздернуть снасть - полностью отпустить, ослабить снасть.
Рангоут (от голл. "rondhout" - круглое дерево) - на судах парусного Флота под рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъемы сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутными деревьями. Затем все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или копозитов.
Растительный трос - трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.)
Рей - рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.
Рейд - часть акватории порта для якорной стоянки судов. Внешний рейд не имеет защиту от ветра и волн; внутренний рейд защищен естественными или искусственными преградами от ветра и волн.
Риф-бант - полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно его нижней шкатоине, для увеличения прочности паруса в тех местах, где основан риф-штерт или сезни.
Риф-леер - снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса, риф-сезенями при взятии рифов.
Риф-сезень - конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.
Риф-штерты - короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.
Ростры - совокупность запасных рангоутных деревьев на парусном судне. Весь запасной рангоут складывался вместе на шкафуте. Рострами в последствии стали называть часть палубы средней надстройки, где размещались шлюпки. Ростры над главной палубой поддерживают пиллерсы.
Роульс - каток, отлитый из чугуна или стали, или выточенный из крепкого дерева и свободно вращающийся на оси. Роульс ставится, например, в киповых планках ил отдельно для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т.д.
Руль - вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота судна в ту или иную сторону.
Румб - направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусов, а 1 румб равен 11 градусов. В наше время счет идет не на румбы, а на градусы.
Румпель (от гол. - roerpen, roer - весло, руль) - часть рулевого устройства корабля. Передает крутящий момент от усилия , создаваемого рулевой машиной или вручную.
Рундук - ящик или ларь; устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.
Руслени - площадки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые скрепляются вант-путенсами.
Рыбины - деревянные щиты из реек, которые укладываются на дно шлюпки в целях предохранения обшивки от порчи ногами.
Рым - металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на! фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.
С
читать дальшеСалинг - деревянная или стальная конструкция, служащая для соединеяия стены и с ее продолжением в высоту - брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам- и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев - лонга-салингов двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев - краспиц и короткого бруса, параллельного краспицам, - чака.
Свайка - железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других тажелажных работ.
Свистов - тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы мо! жно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.
Свитень - конец троса, заплетённый косой.
Сезень - плетёнка с очком на одном конце и косой - на другом. В зависимости от назначения или места носит различные наименования; например, риф-сезень.
Сей-тали - тали, основанные между двухшкивным и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.
Скампавея - русская малая галера начала XVIII в. для операций в шхерах, имела до 18 пар весел и 1-2 мачты с треугольными парусами, 1-2 пушки малого калибра. Перевозила до 150 человек.
Скоба якоря - скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для крепления к якорю цепного каната.
Слабина троса - провисание, излишек нетуго натянутой снасти.
Снасти - вырубленные тросы для, применяемые для подъема (уборки) парусов и управления ими, а также для такелажных и других работ.
Сорлинь - линь или цепь; крепится одним концом к передней кромке или к выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим - к судну. Назначение сорлиня - удержать руль, если он соскочит с петель.
Спардек - верхняя лёгкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. В настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах.
Сплесень - соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение оборванного троса.
Стаксели - косые паруса треугольной формы.
Стандерс - пустотелая литая высокая стойка, в которую вставляется шлюпбалка или трапбалка, не проходящие сквозь палубу судна.
Стапель - сооружение для постройки судна и спуска его на воду.
Старн-тимберсы - брусья в корме деревянного судна, идущие выше транцев.
Стень - сокращение слова "стеньга"; прибавляется к названию деталей, принадлежащих стеньге; например, стень-ванты, стень-штаги и т.д.
Стеньга (голл. - steng) - продолжение верхнего конца судовой мачты, служащее для крепления радиоантенн, сигнальных реев, судовых огней, гафелей, парусов.
Стень-бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги.
Стень-ванты - снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с боков и чуть сзади.
Степс - гнездо, в которое вставляется мачта своим шпором.
Стоячий такелаж - такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута.
Стравливать - ослаблять, выпускать трос или снасть до отказа.
Стрела грузовая - приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных или растительных тросов.
Стренди - составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. Стренди свиваются из прядей, пряди - из каболок, а каболки - из растительных волокон или из проволоки.
Стрингер - продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными.
Строп грузовой - приспособление для подъема грузов на гаке стрелы или кране. Изготовляется из растительных или стальных тросов.
Струг - русское плоскодонное парусно-гребное судно служившее для перевозки людей и грузов.
Схватка - временное прикрепление конца троса к его средине с помощью линя или шкимушгара.
Т
читать дальшеТакелаж - общее наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной - бегучим.
Тали - грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно у одного из блоков.
Талреп винтовой - приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п.
Танкер - грузовое судно, предназначавшееся для перевозки в цистернах, нефти, бензина и других жидких грузов.
Таран - 1) выступ в подводной части корабля гребного флота. 2) тактический прием морского боя - удар! в борт судна противника своим тараном, в результате которого образовывалась пробоина и судно противника тонуло или выходило из строя.
Тимберовка - капитальный ремонт парусного судна.
Топ - верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.
Топенант - снасть бегучего: такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.
Траверз - направление, перпендикулярное к курсу судна.
Транец - нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках - доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка.
Травить - выпускать, ослаблять трос или снасть.
Трап - лестница на корабле.
Трап-балка - балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа.
Трекатр - небольшое парусное транспортное судно грузоподъемностью до 100 т.
Тренд - место стыка нижних концов рогов и нижней части веретена адмиралтейского якоря.
Тренцевание - особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: туго растянутый и смазанный смолой трос обвивают по спуску шкимушгаром, линем или тонким тросом, носящим название "трень", чтобы заполнить ими углубления (борозды) между прядями тренцуемого троса. После этого трень прогоняют по спуску драйком, чтобы она легла вровень и заполнила промежутки между прядями. Это делают для того, чтобы воспрепятствовать скоплению воды в углублениях.
Трисель - косой четырёхугольный парус, ставящийся на мачте.
Трисы - брасы блинда-рея.
Тросы - общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные - из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские, кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые). На военных кораблях тросы используются для стоячего и бегучего такелажа, для буксирных концов и швартовов, в погрузочных устройствах, в минно-траловом деле, для крепления предметов на коробле, такелажных работ и др.
Трюм - внутреннее помещение корабля, лежащее ниже самой нижней палубы.
Тяжеловес - 1. Грузовое место массой 10 т. и более. 2. Грузовая стрела для подьема грузов массой более 10 т.
У
читать дальшеУдама (ундема, удема) - шведское судно галерного типа с откидными надводными бортами, которые в тихую погоду или в бою опускали для постановки весел или орудий. В свежую погоду борта поднимались.Длина 31 м, ширина 10 м, осадка 1,83 м. Вооружение: 16 пар весел, 10 12-фунтовых пушек. Экипаж 100-110 чел.
Узел - единица скорости судна, соответствующая одной миле в час (1852м).
Усы - приспособления в виде изогнутых рогообразных наделок, привёрнутых к пятке гафеля или гика и охватывающие с двух сторон мачту. Служат для подвижного соединения с мачтой. Усы бывают деревянные и металлические, обшитые кожей. Придерживаются у мачты тросом, называемым бейфутом или вертлюгом.
Утлегарь - рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту.
Утка - точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно и служащая для крепления тонких тросов, например флаг-файлов, фалиней.
Ф
читать дальшеФал - снасть, служащая для подъема некоторых рей, парусов, сигнальных флагов и т.д.
Фалинь - трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки.
Фальшборт - продолжение борта выше открытой верхней палубы. Служит ограждением, предохраняющим от падения за борт. Сверху фальшборта укрепляется планширь, а в фальшборте делаются вырезы для швартовых клюзов.
Фиорд - узкий и вытянутый в длину, глубокий, часто разветвленный морской залив с крутыми и высокими берегами.
Флагман (голл. - vlagman) - командующий соединением военных кораблей (эскадрой, дивизией), сокращенное название флагманского корабля.
Флагшток - верхняя часть самой верхней стеньги. На флагштоке поднимается флаг. На кормовом флагштоке (стойке в оконечности кормы) поднимается кормовой флаг.
Флот - оперативное объединение военно-морского флота, предназначенное для ведения военных действий на морском (океанском) театре.
Флотилия (фр. - flottolle) - оперативное объединение флота. Флотилии бывают морскими, озерными, речными.
Фок - прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею.
Фок-мачта - передняя матча на корабле, т.е. первая, считая от носа к корме.
Фок-марса-рей - горизонтальное дерево рангоута, несущее парус марс.
Фока-рей - нижний рей на фок-мачте.
Фор - слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов, и такелажа, находящимся выше марса и фок-мачты.
Фордун - снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант.
Форштевень - брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).
Фрахт - плата за перевозку грузов, взимаемая судовладельцами.
Фрегат - трехмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, располагавшихся в двух палубах). Был меньше линейного корабля, но имел большую скорость. Предназначался для дальней разведки и крейсерства.
Х
читать дальшеХват-тали - служат для подъёма мелких тяжестей, для подтягивания снастей, уборки трапов и т.п. Основываются между двухшкивными и одношкивными блоками.
Ч
читать дальшеЧайка - беспалубный плоскодонный челн запорожских казаков XVI - XVIIвв. в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Длина около 18 м, ширина и высота бортов до 4 м. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс. Челн имел поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10-15 пар весел, но совой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение 4-6 фальконетов (пушки калибром 30 мм).
Чиксы - наделки в виде толстых досок, прибитых к мачте с боков, ниже топа. Служат для поддержания лонга-салингов.
Ш
читать дальшеШаутбенаит (от гол. schaut bej nacht - ночной наблюдатель) - адмиральский чин в русском Флоте в первой половине XVIII века: соответствовал чину контр-адмирала. В походе находился на головном корабле и следил за обстановкой.
Швартов - растительный или стальной трос, с помощью которого судно, закрепляется у причала (швартовный трос).
Швартовка - подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, стенке или набережной, или к другому судну.
Швартовное устройство - шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого с дна.
Швиц-сарвень-строп - строп, при помощи которого стягиваются нижние ванты под марсом, когда путенс-ванты крепятся к нижним вантам.
Шебека - небольшое трехмачтовое парусно-гребное судно с косыми парусами; использовалось в средние века на Средиземном море для посыльной службы и перевозки грузов; 2) русский парусно-гребной трех мачтовый корабль второй половины XVIII в., имел до 20 пар весел и от 30 до 50 пушек малого калибра.
Шитик - небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10 м, ширина до 4 м.
Шканцы - самый верхний помост или палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами. Шканцы считались почетным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира (капитана) корабля и флагмана.
Шкаторина - кромка паруса, обшитая ликтросом.
Шкафут (от голл. "schavot" - стеллаж) - широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов парусного судна. Служили для прохода с бака на квартер-дек или шканцы.
Шкентель - короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.
Шкентель с мусингами - растительный трос, на котором через каждые 30 - 40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом.
Шкентросы - короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых оснований подвеской койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.
Шкив - колесо, сделанное из металла или бакаута,- насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.
Шкимушгар - однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трех каболок.
Шкипер (голл. - schipper) - содержатель корабельного имущества и материального снабжения военного корабля, капитан коммерческого парусного судна.
Шкот - снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.
Шлаг - петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.
Шлагов - железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания её на месте.
Шлюп (малый корвет) - трехмачтовый военный корабль второй половины XVIII - начала XIX в. с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т. вооружение 10-28 пушек. Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно.
Шлюпбалки - стальные либо деревянные прямые ил изогнутые балки с талями, укреплёнными у бортов судна; служат для спуска шлюпок на воду и их подъёма.
Шмак - двухмачтовое грузовое судно первой поло вины XVIII в.: использовались на Балтийском и Каспийском морях.
Шнека (шняка) - плоскодонное беспалубное поморско-новгородское парусно-гребное рыболовецкое судно, имевшее одну-две мачты с прямыми парусами; полни мало более 2 т груза.
Шнява - небольшое двухмачтовое торговое или военное судно XVII-XVIII вв.. похожее на шхуну. Водоизмещение до 150 т, вооружение 14-18 пушек малого калибра. Экипаж до 80 человек. Предназначалось для разведочной и посыльной служб.
Шпангоут - ребро судового остова. На деревянных судах делаются из деревьев, имеющих уже естественную кривизну; на металлических - из угольников, приклепанных к обшивке.
Шпиль - большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря и выбирания швартовных концов.
Шпринг - трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь - цепь, для удержания судна в заданном направлении с целью наиболее эффективного использования бортовой артиллерии.
Шрапнель - артиллерийский снаряд, снаряженный готовыми поражающими элементами (сферические пули, стержни и др.), с дистанционным взрывателем и дымообразующим составом. Обладал значительной эффективностью для поражения живой силы. Утратил значение в начале 40-х годов XIX в., уступив место осколочным и осколочно-фугасным снарядам.
Штаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья - мачты, стеньги и пр.
Штандарт - флаг главы государства,поднимаемый в месте его пребывания.Официально принят при Петре I.
Штевень - прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля.
Штерт - короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.
Штормтрап - веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служашая для подьема на корабль.
Штуртрос - трос, основанный между штурвалом и румпелем и проходящий через ряд неподвижных блоков. Служит для передачи усилий от штурвала к румпелю и через него к рулю.
Штурман - помощник капитана, специалист по кораблевождению.
Шханечный журнал - основной официальный документ на судах русского парусного флота. В шханечный журнал непрерывно, с ыомента вступления судна в кампанию, в хронологической последовательности записывались все события, происходившие на судне во время плавания или его стоянки на якоре. В 1869 г. был переименован в вахтенный журнал.
Шхеры (от швед. "skaren" - скала, помеха) - скопление в прибрежном районе небольших, в основном скалистых островков, разделенных узкими проливами, надводных и подводных ск! ал и камней. Распространены у берегов Финляндии, Швеции, Норвегии, Шотландии, Канады и др. Ширина шхер до 100 миль.
Шхетбот - небольшое мелкосидящее парусно-гребное судно для плавания и военных действий в шхерах.
Шхуна - парусное судно, имеющее две или более мачты с косыми парусами. Мореходно, может ходить круто к ветру. Шхуны русского флота имели до 16 пушек.
Э
читать дальшеЭзельгофт - деревянная или металлическая соединительная обойма с двумя отверстиями. Одним отверстием надевается на топ мачты или стеньги, а во второе выстреливается (пропускается) стеньга или брам-стеньга.
Энтер-дрек - небольшой ручной якорь-кошка. При абордаже бросался на неприятельское судно для более надежного сцепления с ним.
Эскадра (от фр. eskadre) - крупное соединение военных кораблей различных классов.
Ю
читать дальшеЮт - кормовая часть верхней палубы судна или кормовая надстройка на судне.
Юферс - круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными дырами. На старинных парусных кораблях юферсы ввязывались в нижние концы вант.
Я
читать дальшеЯкорь - приспособление для удержания судна на месте.
читать дальшеРаздернуть снасть - полностью отпустить, ослабить снасть.
Рангоут (от голл. "rondhout" - круглое дерево) - на судах парусного Флота под рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъемы сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутными деревьями. Затем все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или копозитов.
Растительный трос - трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.)
Рей - рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.
Рейд - часть акватории порта для якорной стоянки судов. Внешний рейд не имеет защиту от ветра и волн; внутренний рейд защищен естественными или искусственными преградами от ветра и волн.
Риф-бант - полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно его нижней шкатоине, для увеличения прочности паруса в тех местах, где основан риф-штерт или сезни.
Риф-леер - снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса, риф-сезенями при взятии рифов.
Риф-сезень - конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.
Риф-штерты - короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.
Ростры - совокупность запасных рангоутных деревьев на парусном судне. Весь запасной рангоут складывался вместе на шкафуте. Рострами в последствии стали называть часть палубы средней надстройки, где размещались шлюпки. Ростры над главной палубой поддерживают пиллерсы.
Роульс - каток, отлитый из чугуна или стали, или выточенный из крепкого дерева и свободно вращающийся на оси. Роульс ставится, например, в киповых планках ил отдельно для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т.д.
Руль - вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота судна в ту или иную сторону.
Румб - направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусов, а 1 румб равен 11 градусов. В наше время счет идет не на румбы, а на градусы.
Румпель (от гол. - roerpen, roer - весло, руль) - часть рулевого устройства корабля. Передает крутящий момент от усилия , создаваемого рулевой машиной или вручную.
Рундук - ящик или ларь; устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.
Руслени - площадки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые скрепляются вант-путенсами.
Рыбины - деревянные щиты из реек, которые укладываются на дно шлюпки в целях предохранения обшивки от порчи ногами.
Рым - металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на! фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.
С
читать дальшеСалинг - деревянная или стальная конструкция, служащая для соединеяия стены и с ее продолжением в высоту - брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам- и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев - лонга-салингов двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев - краспиц и короткого бруса, параллельного краспицам, - чака.
Свайка - железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других тажелажных работ.
Свистов - тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы мо! жно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.
Свитень - конец троса, заплетённый косой.
Сезень - плетёнка с очком на одном конце и косой - на другом. В зависимости от назначения или места носит различные наименования; например, риф-сезень.
Сей-тали - тали, основанные между двухшкивным и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.
Скампавея - русская малая галера начала XVIII в. для операций в шхерах, имела до 18 пар весел и 1-2 мачты с треугольными парусами, 1-2 пушки малого калибра. Перевозила до 150 человек.
Скоба якоря - скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для крепления к якорю цепного каната.
Слабина троса - провисание, излишек нетуго натянутой снасти.
Снасти - вырубленные тросы для, применяемые для подъема (уборки) парусов и управления ими, а также для такелажных и других работ.
Сорлинь - линь или цепь; крепится одним концом к передней кромке или к выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим - к судну. Назначение сорлиня - удержать руль, если он соскочит с петель.
Спардек - верхняя лёгкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. В настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах.
Сплесень - соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение оборванного троса.
Стаксели - косые паруса треугольной формы.
Стандерс - пустотелая литая высокая стойка, в которую вставляется шлюпбалка или трапбалка, не проходящие сквозь палубу судна.
Стапель - сооружение для постройки судна и спуска его на воду.
Старн-тимберсы - брусья в корме деревянного судна, идущие выше транцев.
Стень - сокращение слова "стеньга"; прибавляется к названию деталей, принадлежащих стеньге; например, стень-ванты, стень-штаги и т.д.
Стеньга (голл. - steng) - продолжение верхнего конца судовой мачты, служащее для крепления радиоантенн, сигнальных реев, судовых огней, гафелей, парусов.
Стень-бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги.
Стень-ванты - снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с боков и чуть сзади.
Степс - гнездо, в которое вставляется мачта своим шпором.
Стоячий такелаж - такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута.
Стравливать - ослаблять, выпускать трос или снасть до отказа.
Стрела грузовая - приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных или растительных тросов.
Стренди - составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. Стренди свиваются из прядей, пряди - из каболок, а каболки - из растительных волокон или из проволоки.
Стрингер - продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными.
Строп грузовой - приспособление для подъема грузов на гаке стрелы или кране. Изготовляется из растительных или стальных тросов.
Струг - русское плоскодонное парусно-гребное судно служившее для перевозки людей и грузов.
Схватка - временное прикрепление конца троса к его средине с помощью линя или шкимушгара.
Т
читать дальшеТакелаж - общее наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной - бегучим.
Тали - грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно у одного из блоков.
Талреп винтовой - приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п.
Танкер - грузовое судно, предназначавшееся для перевозки в цистернах, нефти, бензина и других жидких грузов.
Таран - 1) выступ в подводной части корабля гребного флота. 2) тактический прием морского боя - удар! в борт судна противника своим тараном, в результате которого образовывалась пробоина и судно противника тонуло или выходило из строя.
Тимберовка - капитальный ремонт парусного судна.
Топ - верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.
Топенант - снасть бегучего: такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.
Траверз - направление, перпендикулярное к курсу судна.
Транец - нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках - доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка.
Травить - выпускать, ослаблять трос или снасть.
Трап - лестница на корабле.
Трап-балка - балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа.
Трекатр - небольшое парусное транспортное судно грузоподъемностью до 100 т.
Тренд - место стыка нижних концов рогов и нижней части веретена адмиралтейского якоря.
Тренцевание - особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: туго растянутый и смазанный смолой трос обвивают по спуску шкимушгаром, линем или тонким тросом, носящим название "трень", чтобы заполнить ими углубления (борозды) между прядями тренцуемого троса. После этого трень прогоняют по спуску драйком, чтобы она легла вровень и заполнила промежутки между прядями. Это делают для того, чтобы воспрепятствовать скоплению воды в углублениях.
Трисель - косой четырёхугольный парус, ставящийся на мачте.
Трисы - брасы блинда-рея.
Тросы - общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные - из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские, кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые). На военных кораблях тросы используются для стоячего и бегучего такелажа, для буксирных концов и швартовов, в погрузочных устройствах, в минно-траловом деле, для крепления предметов на коробле, такелажных работ и др.
Трюм - внутреннее помещение корабля, лежащее ниже самой нижней палубы.
Тяжеловес - 1. Грузовое место массой 10 т. и более. 2. Грузовая стрела для подьема грузов массой более 10 т.
У
читать дальшеУдама (ундема, удема) - шведское судно галерного типа с откидными надводными бортами, которые в тихую погоду или в бою опускали для постановки весел или орудий. В свежую погоду борта поднимались.Длина 31 м, ширина 10 м, осадка 1,83 м. Вооружение: 16 пар весел, 10 12-фунтовых пушек. Экипаж 100-110 чел.
Узел - единица скорости судна, соответствующая одной миле в час (1852м).
Усы - приспособления в виде изогнутых рогообразных наделок, привёрнутых к пятке гафеля или гика и охватывающие с двух сторон мачту. Служат для подвижного соединения с мачтой. Усы бывают деревянные и металлические, обшитые кожей. Придерживаются у мачты тросом, называемым бейфутом или вертлюгом.
Утлегарь - рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту.
Утка - точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно и служащая для крепления тонких тросов, например флаг-файлов, фалиней.
Ф
читать дальшеФал - снасть, служащая для подъема некоторых рей, парусов, сигнальных флагов и т.д.
Фалинь - трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки.
Фальшборт - продолжение борта выше открытой верхней палубы. Служит ограждением, предохраняющим от падения за борт. Сверху фальшборта укрепляется планширь, а в фальшборте делаются вырезы для швартовых клюзов.
Фиорд - узкий и вытянутый в длину, глубокий, часто разветвленный морской залив с крутыми и высокими берегами.
Флагман (голл. - vlagman) - командующий соединением военных кораблей (эскадрой, дивизией), сокращенное название флагманского корабля.
Флагшток - верхняя часть самой верхней стеньги. На флагштоке поднимается флаг. На кормовом флагштоке (стойке в оконечности кормы) поднимается кормовой флаг.
Флот - оперативное объединение военно-морского флота, предназначенное для ведения военных действий на морском (океанском) театре.
Флотилия (фр. - flottolle) - оперативное объединение флота. Флотилии бывают морскими, озерными, речными.
Фок - прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею.
Фок-мачта - передняя матча на корабле, т.е. первая, считая от носа к корме.
Фок-марса-рей - горизонтальное дерево рангоута, несущее парус марс.
Фока-рей - нижний рей на фок-мачте.
Фор - слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов, и такелажа, находящимся выше марса и фок-мачты.
Фордун - снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант.
Форштевень - брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).
Фрахт - плата за перевозку грузов, взимаемая судовладельцами.
Фрегат - трехмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, располагавшихся в двух палубах). Был меньше линейного корабля, но имел большую скорость. Предназначался для дальней разведки и крейсерства.
Х
читать дальшеХват-тали - служат для подъёма мелких тяжестей, для подтягивания снастей, уборки трапов и т.п. Основываются между двухшкивными и одношкивными блоками.
Ч
читать дальшеЧайка - беспалубный плоскодонный челн запорожских казаков XVI - XVIIвв. в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Длина около 18 м, ширина и высота бортов до 4 м. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс. Челн имел поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10-15 пар весел, но совой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение 4-6 фальконетов (пушки калибром 30 мм).
Чиксы - наделки в виде толстых досок, прибитых к мачте с боков, ниже топа. Служат для поддержания лонга-салингов.
Ш
читать дальшеШаутбенаит (от гол. schaut bej nacht - ночной наблюдатель) - адмиральский чин в русском Флоте в первой половине XVIII века: соответствовал чину контр-адмирала. В походе находился на головном корабле и следил за обстановкой.
Швартов - растительный или стальной трос, с помощью которого судно, закрепляется у причала (швартовный трос).
Швартовка - подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, стенке или набережной, или к другому судну.
Швартовное устройство - шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого с дна.
Швиц-сарвень-строп - строп, при помощи которого стягиваются нижние ванты под марсом, когда путенс-ванты крепятся к нижним вантам.
Шебека - небольшое трехмачтовое парусно-гребное судно с косыми парусами; использовалось в средние века на Средиземном море для посыльной службы и перевозки грузов; 2) русский парусно-гребной трех мачтовый корабль второй половины XVIII в., имел до 20 пар весел и от 30 до 50 пушек малого калибра.
Шитик - небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10 м, ширина до 4 м.
Шканцы - самый верхний помост или палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами. Шканцы считались почетным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира (капитана) корабля и флагмана.
Шкаторина - кромка паруса, обшитая ликтросом.
Шкафут (от голл. "schavot" - стеллаж) - широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов парусного судна. Служили для прохода с бака на квартер-дек или шканцы.
Шкентель - короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.
Шкентель с мусингами - растительный трос, на котором через каждые 30 - 40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом.
Шкентросы - короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых оснований подвеской койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.
Шкив - колесо, сделанное из металла или бакаута,- насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.
Шкимушгар - однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трех каболок.
Шкипер (голл. - schipper) - содержатель корабельного имущества и материального снабжения военного корабля, капитан коммерческого парусного судна.
Шкот - снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.
Шлаг - петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.
Шлагов - железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания её на месте.
Шлюп (малый корвет) - трехмачтовый военный корабль второй половины XVIII - начала XIX в. с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т. вооружение 10-28 пушек. Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно.
Шлюпбалки - стальные либо деревянные прямые ил изогнутые балки с талями, укреплёнными у бортов судна; служат для спуска шлюпок на воду и их подъёма.
Шмак - двухмачтовое грузовое судно первой поло вины XVIII в.: использовались на Балтийском и Каспийском морях.
Шнека (шняка) - плоскодонное беспалубное поморско-новгородское парусно-гребное рыболовецкое судно, имевшее одну-две мачты с прямыми парусами; полни мало более 2 т груза.
Шнява - небольшое двухмачтовое торговое или военное судно XVII-XVIII вв.. похожее на шхуну. Водоизмещение до 150 т, вооружение 14-18 пушек малого калибра. Экипаж до 80 человек. Предназначалось для разведочной и посыльной служб.
Шпангоут - ребро судового остова. На деревянных судах делаются из деревьев, имеющих уже естественную кривизну; на металлических - из угольников, приклепанных к обшивке.
Шпиль - большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря и выбирания швартовных концов.
Шпринг - трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь - цепь, для удержания судна в заданном направлении с целью наиболее эффективного использования бортовой артиллерии.
Шрапнель - артиллерийский снаряд, снаряженный готовыми поражающими элементами (сферические пули, стержни и др.), с дистанционным взрывателем и дымообразующим составом. Обладал значительной эффективностью для поражения живой силы. Утратил значение в начале 40-х годов XIX в., уступив место осколочным и осколочно-фугасным снарядам.
Штаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья - мачты, стеньги и пр.
Штандарт - флаг главы государства,поднимаемый в месте его пребывания.Официально принят при Петре I.
Штевень - прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля.
Штерт - короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.
Штормтрап - веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служашая для подьема на корабль.
Штуртрос - трос, основанный между штурвалом и румпелем и проходящий через ряд неподвижных блоков. Служит для передачи усилий от штурвала к румпелю и через него к рулю.
Штурман - помощник капитана, специалист по кораблевождению.
Шханечный журнал - основной официальный документ на судах русского парусного флота. В шханечный журнал непрерывно, с ыомента вступления судна в кампанию, в хронологической последовательности записывались все события, происходившие на судне во время плавания или его стоянки на якоре. В 1869 г. был переименован в вахтенный журнал.
Шхеры (от швед. "skaren" - скала, помеха) - скопление в прибрежном районе небольших, в основном скалистых островков, разделенных узкими проливами, надводных и подводных ск! ал и камней. Распространены у берегов Финляндии, Швеции, Норвегии, Шотландии, Канады и др. Ширина шхер до 100 миль.
Шхетбот - небольшое мелкосидящее парусно-гребное судно для плавания и военных действий в шхерах.
Шхуна - парусное судно, имеющее две или более мачты с косыми парусами. Мореходно, может ходить круто к ветру. Шхуны русского флота имели до 16 пушек.
Э
читать дальшеЭзельгофт - деревянная или металлическая соединительная обойма с двумя отверстиями. Одним отверстием надевается на топ мачты или стеньги, а во второе выстреливается (пропускается) стеньга или брам-стеньга.
Энтер-дрек - небольшой ручной якорь-кошка. При абордаже бросался на неприятельское судно для более надежного сцепления с ним.
Эскадра (от фр. eskadre) - крупное соединение военных кораблей различных классов.
Ю
читать дальшеЮт - кормовая часть верхней палубы судна или кормовая надстройка на судне.
Юферс - круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными дырами. На старинных парусных кораблях юферсы ввязывались в нижние концы вант.
Я
читать дальшеЯкорь - приспособление для удержания судна на месте.