Я знаю что там - за дверью в лето.
Спросите у молодого англичанина, или француза, или итальянца, кто руководил их страной в 1950-е гг. - он ответит не сразу, в отличие от школьника моего поколения. Раньше школа представляла историю, как связь поколений. Самое тревожное, что симптомы этой эпидемии проявляются даже в университетах. На факультете философии в Принстоне один мой коллега предупредил своих слушателей, что запрещает посещать свои занятия 'историкам философии' - этим все сказано! Американцам кажется, что мир был создан из ничего, и все предыдущие памятники слова, всю накопленную веками мудрость они считают чисто европейским извращением. Так же, как и нашу любовь к истории. Можно даже предположить, что американцам уже сейчас угрожает потеря коллективной памяти. Принципы Энциклопедии, то есть совокупности знаний, которая в любом обществе играет двойную роль: сохранение памяти и отсеивание исторических анекдотов, в результате которых для потомков остаются лишь факты, в Америке уже не действуют. Царство интернета, предоставляющего нам доступ к куче никак не классифицированных элементов лишь ускоряет потерю исторической перспективы. Однако, избыток информации так же опасен, как и ее нехватка. Борхес показал в своем рассказе 'Фюнес - чудо памяти', что можно умереть от гипермнезии, что переполненная память делает жизнь невыносимой.
Умберт Эко
Умберт Эко